Отчет о промежуточных результатах выполнения программы развития
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 409 Пушкинского района Санкт-Петербурга на период с 2021 по 2025 годы
1.Основные положения Программы развития на 2021-2025 годы
Программа развития ГБОУ школа № 409 Пушкинского района Санкт-Петербурга до2025 года – локальный нормативно-правовой акт, выступающий как перспективная целевая и организационная основа деятельности образовательного учреждения, всех участников образовательных отношений, включая сетевых и социальных партнеров. Программа учитывает основные изменения в образовании граждан России на ближайшие 5 лет, приоритеты развития образования в Российской Федерации и Санкт-Петербурге.
Стратегическим направлением обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, является формирование ценности к саморазвитию и самообразованию обучающихся.
Основной стратегической целью Программы развития является создание условий для получения высокого качества и доступности образования в интересах социально-экономического развития Пушкинского района и Санкт-Петербурга, успешной социализации на основе ценностно-ориентированного воспитания национально-государственной идентичности, развития личностного потенциала обучающихся с разными образовательными потребностями, обеспечивающих мотивацию и готовность продолжать образование, решать социальные и личностно-значимые проблемы в различных сферах деятельности, в соответствии с социальным заказом и требованиями ФГОС, для удовлетворения образовательных запросов субъектов образовательной деятельности.
Основные задачи Программы в контексте Национального проекта «Образование»:
Задача № 1: Обеспечение системы управления школой; координации усилий субъектов образовательного процесса на достижение единых согласованных педагогических целей; расширения степени участия родителей и социальных партнеров в образовательном процессе (реализация подпрограммы Национального проекта «Образование»: «Современная школа», «Цифровая образовательная среда»).
Задача № 2. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся (реализация подпрограммы «Успех каждого ребенка»), создание разноуровневой системы развития компетентности на основе наставничества в ОУ (реализация подпрограммы «Учитель будущего»), создание системы наставничества родителей (реализация подпрограмм «Поддержка семей, имеющих детей», «Социальная активность», «Молодые профессионалы»).
Задача № 3. Создание условий для формирования патриотизма, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере музейной деятельности, волонтерства, расширение круга социальных партнеров (реализация подпрограмм «Успех каждого ребенка», «Социальная активность»).
Механизмами реализации Программы развития является решение ряда задач в рамках целевых программ и проектов:
- «Современная школа»;
- «Наставник 2.0»
- «Воспитание гражданина и патриота в школе, открытой социуму»
Этапы реализации Программы развития
— Аналитико-проектировочный (январь-август 2021 г.),
— Основной (сентябрь 2021 г. – август 2025 г.),
— Аналитико-обобщающий (сентябрь-декабрь 2025 г.).
Ожидаемые результаты реализации Программы развития
- создана система государственно-общественного и социального партнерства в рамках реализации проекта «Современная школа»;
- сформирована эффективная система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, создана разноуровневая система развития компетентности на основе наставничества в ОУ, создана система наставничества родителей в рамках реализации проекта «Наставник 2.0»;
- созданы условия для формирования патриотизма, гражданственности, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере музейной деятельности, волонтерства, расширение круга социальных партнеров в ходе проекта «Воспитание гражданина и патриота в школе, открытой социуму».
Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы развития
Мониторинг осуществлялся с использованием таких форм, как социологический опрос, анкетирование, текущая аттестация, итоговая аттестация, экспертные оценки, разнообразные способы учёта творческих достижений педагогов и обучающихся, анализ качественных и количественных показателей.
2.Отчет о реализации Программы развития на 2021-2025 годы
Завершен 1 этап – аналитико-проектировочный (январь-август 2021 г), включающий анализ и оценку исходного состояния и разработку подпрограмм.
Идет 2 этап – основной (сентябрь2021 г. – август 2025 г.), включающий деятельность по ключевым направлениям реализации Программы развития.
Промежуточные итоги реализации Программы развития на 2021-2025 годы
Каждая из задач Программы носит комплексный характер и предусматривает реализацию следующих направлений развития школы:
Проект «Современная школа»
Цель: повышение конкурентоспособности образования посредством обновления содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ, вовлечения всех участников системы образования (обучающиеся, педагоги, родители (законные представители), работодатели и представители общественных объединений) в развитие школы, а также за счет обновления материально-технической базы школы.
Целевой показатель | Мероприятие | Достигнутый результат |
Создана среда для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профиля | Закупка оборудования для реализации цифровой направленности и социально-экономического и естественно-научного профилей | Обновлена материально-техническая база для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ социально-экономического и естественно-научного профилей.
Закуплено оборудование на сумму 3 174 969,03 руб. В 2021 году в целях внедрения цифровой образовательной среды в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» были закуплены 28 ноутбуков и 1 МФУ.А также закуплено 3 лазерных принтера. В 2022 году закуплены 3 МФУ и 1 интерактивная панель. В 2023 году закуплено телекоммуникационное оборудование и 1 интерактивная панель. Компьютеры обеспечены Интернет-соединением не менее 100Мб/с |
Доля учащихся, осваивающих основные и дополнительные общеобразовательные программы социально-экономического и естественнонаучного профилей | Введение и реализация курсов внеурочной деятельности социально-экономической и естественнонаучной направленностей.
Открытие на базе учреждения класса психолого-педагогической направленности и аграрного класса. |
С 2022-2023 учебного года в школе реализуются социально-экономический и естественнонаучный профили. Введены курсы внеурочной деятельности для аграрного класса: «Агрохимия», «Агробиология», «Агропрактика» и «Основы педагогики и психологии», «Педагогическая практика» для класса психолого-педагогической направленности.
Открытие на базе отделения дополнительного образования детей объединений: Экскурсионный клуб «Эко плюс» (при взаимодействии с СПб ГАУ) и «Экспаркур» (при взаимодействии с РГПУ им. А.И. Герцена и ГБНОУ ЦОПП СПб) В 2022- 2023 учебном году доля обучающихся 7-11 классов, осваивающих программы внеурочной деятельности – 10%, в 2023-2024 учебном году доля увеличилась до 17 %. |
Доля детей в возрасте от 6,5до18лет, охваченных дополнительным образованием | Анализ запроса родителей и потребностей учащихся по определению направлений дополнительного образования.
Анализ ресурсной базы школы для организации дополнительного образования. |
В 2023-2024 учебном году охват дополнительным образованием составил 65% (2022-2023 учебном году 62%).
В соответствии с запросом родителей в 2023-2024 учебном году открыты объединения по всем 6-ти направленностям (в 2022-2023 учебном году – 5 направленностей). С 2023 года на базе учреждения реализуются дополнительные общеразвивающие программы в рамках каникул, рассчитанные на 12ч. или 36 часов (физкультурной, художественной и социально-педагогической направленности). В рамках реализации данных программ охват дополнительным образованием в 2023 году был увеличен на 5%. |
Доля учащихся, участвующих в олимпиадном и конкурсном движении | Внедрение системы целевой подготовки (индивидуальной и групповой) учащихся к участию в олимпиадах и конкурсном движении.
Создание клуба «Большая перемена». |
Доля учащихся, охваченных системой целевой подготовки к олимпиадам и конкурсам:
2021 г.-15%, 2022 г.- 27%, 2023 г.- 43%. В рамках работы клуба «Большая перемена» 1 обучающийся стал победителем на Всероссийском уровне (2022г.), 1 обучающийся стал призером (2023 год) |
Доля учащихся, обучающихся по программам общего образования в сетевой форме | Обновление содержания и методик реализации программ за счет возможностей и ресурсов предприятий и организаций, включенных в сетевую форму реализации. Обновление содержания и методик реализации программ элементами ранней профориентации учащихся | В рамках соглашения с ГБОУ школа № 46 с углубленным изучением английского языка Приморского района Санкт-Петербурга в сетевой форме была реализована в 2022-2023 учебном году дополнительная общеразвивающая программа «Технический английский» (естественнонаучной направленности) для 30 обучающихся 6-го класса и 30 обучающихся 10-11 классов.
В рамках реализации профориентационного минимума на продвинутом уровне в 2023 году на базе школы была реализована в сетевой форме совместно с ГБНОУ ЦОПП СПб образовательная программа профессионального обучения «Ассистент экскурсовода (гида)» — 19 обучающихся получили свидетельство о первой профессии. |
Проект «Наставник 2.0»
Цель: Создание инструментария для реализации разноуровневой модели наставничества в современной школе и обеспечить условия, позволяющие современному педагогу использовать ее в повседневной практике.
Целевой показатель | Мероприятие | Достигнутый результат |
Наличие нормативно-правовой базы и организационных условий | Разработка нормативной базы для реализации программы наставничества.
Подготовка школьной программы наставничества. |
Изучена нормативная база.
Разработано Положение о наставничестве. Разработана программа наставничества и «дорожная карта». Определены формы наставничества. Сформирована рабочая группа. Выбран куратор программы наставничества. |
Наличие базы наставляемых и наставников | Формирование базы наставляемых и наставников. | Проведён уточняющий анализ потребностей наставляемых.
Заполнена база наставников и наставляемых в составе 20 пар. Сформированы тандемы/группы. 65% учащихся охвачены наставничеством. Педагоги школы являются наставниками обучающихся в проектной деятельности. |
Доля педагогов, прошедших обучение по программе «Наставничество» | Повышение квалификации педагогов для реализации программ наставничества детей и молодежи. Организация обучающихся семинаров с целью повышения мастерства наставников. | Куратор программы Наставничества прошёл курсы повышения квалификации по теме «Реализация системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях».
Проведена серия мастер-классов и семинаров (7) для наставников в рамках функционирования районной площадки «Наставник 2.0». (2020-2023 г.г.) Организованы встречи с педагогами с просвещением о наставничестве. (2023 г.) Проведен мастер-класс «Я – наставник» (2023 г.). Доля педагогов, прошедших обучение и готовых стать наставниками в 2023 году, составляет 67% от общего количества педагогических работников школы. |
Наличие образовательной среды, позволяющей эффективно реализовывать программы наставничества | Разработка программы наставничества для всех уровней образования. Реализация традиционных образовательных и воспитательных событий. | Разработаны персонализированные программы наставничества.
Создана инфраструктура поддержки одаренных детей, детей «из группы риска» в формате наставничества «ученик-ученик». Реализуются с 2022 года традиционные образовательные события «День самоуправления» с форматами наставничества «старший младшему» и «равный – равному» и «Пятерка для ребенка» с форматами наставничества «старший – младшему» и «ученик-родитель». |
Проект «Воспитание гражданина и патриота в школе, открытой социуму»
Цель: Создание условий для формирования патриотизма, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере музейной деятельности, волонтёрства, расширение круга социальных партнеров. Совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания обучающихся для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к защите и выполнению конституционных обязанностей
Целевой показатель | Мероприятие | Достигнутый результат |
Создание условий для реализации гражданско-патриотического воспитания | Совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания | Дополнено содержание учебных программ в соответствии с возможностями обучающихся, обновлены программы в рамках воспитания национально-государственной идентичности. |
Готовность педагогов и обучающихся к социально-активной деятельности и участию в гражданских инициативах | Формирование школьных сообществ, отрядов гражданско-патриотической направленности. | Использованы возможности волонтерства, дополнительного образования в коррекции учебного процесса и закрепления знаний в практических действиях, патриотических акций.
Сформирована готовность к сохранению и укреплению здоровья как ключевой ценности государственности. Повышена готовность педагогов и обучающихся к социально-активной деятельности, к участию в гражданских инициативах (волонтерское движение, экологические проекты, трудовая, творческая и спортивная деятельность). Созданы: волонтерский отряд, сообщество хранителей истории, экологический отряд, отряд Юнармии, ЮИД. Организовано обучение обучающихся на курсах волонтеров старших классов: 2023 год – 6 человек. |
Доля обучающихся, участвующих в мероприятиях патриотической направленности | Мероприятия школьного и районного уровня («Орлята России», Юнармия, «Зеленый Огонек», «Зарница», спартакиада молодежи допризывного возраста). | Участие отрядов «Орлята России» и Юнармии в районном выездном конкурсе по гражданско-патриотическому воспитанию в лагере «Зеленый Огонек», военно-спортивной игре «Зарница», спартакиаде молодежи допризывного возраста.
В 2022-2023 учебном году доля участников составляла 3 % от общего количества учащихся школы, то в 2023-2024 учебном году доля составила 10%. |
Доля обучающихся, вовлеченных в работу школьного музея Боевой Славы 125 Гвардейского бомбардировочного авиационного полка имени Героя Советского Союза М.М. Расковой | Организация мероприятий гражданско-патриотической направленности | 100% обучающихся вовлечены в работу школьного музея Боевой Славы через участие в уроках мужества, музейных уроках, экскурсиях, митингах.
В музее регулярно проводятся: — всероссийские музейные уроки «Первые в космосе»; «История. Профессия. Мы»; «Арктика»; «Три века на службе Отечеству»; — музейно-исторические уроки: «Блокадный почтальон»; «День Юного героя»; «Небесные героини»; «… лет беспосадочному перелету Москва — Дальний Восток»; «История Донбасса»; «860 дней трагедии города Пушкин»; «О чем рассказали письма ветеранов»; — экскурсии для детей детских садов № 9 и № 29; для родителей; для представителей «Летучих команд» «Движения Первых»; — патриотические акции: «Живые голоса в память об умолкнувших» 27 января и 8 сентября 2023; «Блокадная ласточка»; «Гвоздика Памяти»; «Свеча Памяти» 24 января; «Окна Победы»; «Бессмертный полк 409»; «Все для победы»; почетный караул у портрета М. Расковой в день рождения 28 марта и в день гибели 4 января; почетный караул на могиле комиссара 125 авиаполка Лины Яковлевны Елисеевой 9 мая на Казанском кладбище; почетный караул у монумента Защитников Ленинграда на пл. Победы 8 сентября, 27 января и 9 мая; — всероссийские патриотические акции: «День Белых журавлей»; «Свеча Памяти» 22 июня 2023; «Поклонимся великим тем годам», «1943. Сталинград. День за днем»; «Знание. Герои»; — выступление в рамках ПМОФ «Смыслы времени. Школьный музей и городское пространство: парадигма на расширение границ» (2023 год – педагоги школы — спикеры по теме «Военно-патриотическое воспитание классного коллектива в системе деятельности школьного музея Боевой Славы»); — организация общешкольных мероприятий: конкурса «Экспонаты музея рассказывают», общешкольного легкоатлетического кросса», посвященный Дню сформирования женских авиаполков М. Расковой, смотр знаменных групп «Равнение на знамена», смотр строевой подготовки «Школьный Парад Победы», «День Неизвестного солдата». |
Доля учащихся, охваченных конкурсным движением гражданско-патриотической направленности | Привлечение актива музея к участию в олимпиадах, конкурсах, конференциях гражданско-патриотической направленности | 100 % участие актива музея (28 человек) в конкурсах и конференциях: всероссийских: «Школьные музеи: взгляд в будущее»; «Храним память вместе» (международный); «Не гаснет память»; городских: «Во Славу Отечества»; «Город Открытий»; «Память поколений. Подвиг Великого города»; «Царскосельские старты»; «Колпинские чтения»; «Я – музеевед»; «Музей открывает фонды»; районных: конкурс экскурсоводов школьных музеев; организация телемостов: «Одна Весна – Два города. Керчь – Пушкин»; «Трагедия Чернобыля»; «Содружество музеев». |
Выводы:
Программа развития школы реализуется в полном соответствии со своими направлениями, обеспечивая сохранение и совершенствование качества общего образования.
Положительные изменения школы как образовательной организации зафиксированы в следующих достижениях:
— рост квалификации педагогических кадров;
— стабильность качества результатов образования и наличие положительной динамики;
— положительная динамика числа учащихся, охваченных олимпиадным и конкурсным движением;
— положительная динамика числа учащихся, охваченных проектной деятельностью;
— положительная динамика числа учащихся, охваченных ранней профориентационной работой;
— деятельность педагогического коллектива была направлена на улучшение взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Ольга Валерьевна Митрофанова,/
руководитель ГБОУ школа № 409
Пушкинского района Санкт-Петербурга