Руководитель службы психолого-педагогической помощи в ГБОУ школы № 409 –
Астафьева М.А., заместитель директора школы по воспитательной работе
Часы и дни приема: понедельник с 15-00 до 18-00
Электронная почта для обращений в психолого-педагогическую службу: school409.spb@yandex.ru
Контактный телефон для обращения в случае возникновения сложной ситуации: (812) 465-26-65.
Федеральные документы:
Локально-нормативные акты:
- Положение о психолого-педагогической службе
- Приказ о создании службы в ГБОУ школа № 409
- Согласие родителей на психологическое сопровождение
- Мероприятия недели психолого-педагогической службы
Информационные материалы:
- Памятка для родителей «Депрессивные состояния у детей младшего школьного возраста»
- Памятка «Как родителям обнаружить депрессию у ребенка?»
- Памятка «Какую помощь могут оказать родители своим детям? Что бы дети не стали жертвой буллинга.»
- Памятка «20 ошибок воспитания, которые приводят к психологической травме ребёнка»
- Руководство для родителей про буллинг «Что делать, если ваш ребенок вовлечен?»
- Профилактика конфликтов и ухода детей из дома
Каждый родитель хочет, чтобы в школе ребенок чувствовал себя безопасно и комфортно. В преддверии нового учебного года мы решили поговорить о том, что такое буллинг и чем он опасен. Что делать родителям, если ребенок столкнулся травлей?

Почему одни дети травят другого?
Стремление к доминированию. Власть — заразительная штука. Попробовав однажды, трудно от неё отказаться. Безнаказанность же только подливает масла в огонь. Травят, потому что хотят травить. Это доставляет удовольствие.
Почему другие дети смотрят и не вмешиваются?
Страх подставить себя под удар и чувство локтя. «Я хочу чувствовать себя в стае. Я не хочу противопоставлять себя стае».
Почему ребёнок, которого травят, допускает это?
Вспомните пример с охотой. Силы неравны. Он один — их много. Его обложили. Даже взрослым трудно противостоять давлению группы.
Есть ли какие-то особенности у детей, которых травят?
Их нет. Учёные за пятьдесят лет исследований не выявили ни одного достоверного повода для травли. Травят всех без разбора. Нападают на того, кто в какой-то момент чем-то привлёк к себе внимание. Громко пукнул на уроке, отказался прогуливать физкультуру, не дал списать контрольную, проспал соревнование. Травят полных, худых, высоких, невысоких, симпатичных, сообразительных, робких, смелых, рыжих, блондинов, брюнетов. В общем, любого.
Есть ли категории детей, которых травят чаще других?
Да, есть. В группу риска попадают дети другой национальности, инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности; неухоженные, заброшенные родителями дети. Иными словами, риску подвергаются те, чьи отличия от окружения бросаются в глаза. Это не значит, что ребёнка с тросточкой обязательно будут травить в классе, но риск существует, и его следует учитывать.
Травля — естественный процесс взросления детей, школа жизни. Так ли это?
Бесспорно, всё, что мы проживаем, становится нашим неотъемлемым опытом, который позже начинает руководить нашими действиями и решениями. Вопрос в другом. Какой школы жизни вы хотите для своих детей? Последствия травли катастрофичны для всех сторон
Люди, подвергавшиеся травле в школе, много десятилетий спустя продолжают жить с психологической травмой: стараются не выделяться, избегают высказывать собственное мнение; болезненно привязываются к людям или, наоборот, всячески их избегают; стремятся всегда и для всех быть хорошими; жутко боятся разочаровать своих партнёров, поэтому часто поступаются собственными желаниями и убеждениями. Но наиболее катастрофичное последствие — это суицид. Некоторые дети принимают решение покончить с собой, потому что ситуация травли становиться для них абсолютно невыносимой.
Люди, которые были зачинщиками травли в школе, во взрослом возрасте сталкиваются с проблемами в межличностной коммуникации: они внезапно осознают, что насилие затрудняет, а не облегчает общение. Им сложнее строить здоровые семьи, встраиваться в рабочие команды. Привыкнув к насилию как действенному способу решения всех проблем, они начинают испытывать дефицит навыков конструктивного общения. В школе некоторые из этих детей переходят грань в своих издевательствах и наносят серьёзный вред другому ребенку и, как следствие, себе самому.
Дети-наблюдатели приучаются соглашаться с насилием, происходящим на их глазах. Они изобретают множество объяснений, почему им не следует вмешиваться и почему можно травить другого ребёнка. На самом деле ими руководит сильный страх оказаться на месте товарища и тоже подвергнуться травле. Со временем они перестают сопереживать и способны безучастно отвернуться от жестокости.
Может, взрослые преувеличивают и речь идёт не о травле, а о детских конфликтах?
Вы легко отличите травлю от конфликта. Главный критерий — это наличие или отсутствие объективного повода для столкновения.
Конфликт возникает, когда две противоборствующие стороны дерутся за что-то ценное и принципиальное (удобный стул, вкусную конфету, любовь, место в команде и т.д.), при этом любой участник происходящего может отказаться от этой борьбы, если захочет.
При травле все аргументы сводятся к искусственной оценке (он дурак, она бешеная, он нам мешает, она тупая, от него воняет, она дерзкая и т.п.), при этом у того, кого травят, нет шанса выйти из этой ситуации по собственному желанию.
Как можно заметить травлю?
Ребёнок, которого травят, со временем замыкается в себе, про школу говорит односложно («Всё нормально»), редко делится историями из школьной жизни. К нему не приходят школьные друзья, и он не гуляет с ними. Со временем, если ситуация усугубляется, у ребёнка перед выходом из дома могут возникать сильные головные боли или боли в животе. Он может возвращаться домой в грязной или испорченной одежде. У него могут пропадать школьные принадлежности, личные вещи или карманные деньги. У ставших жертвами травли подростков в силу возраста повышается риск курения, употребления алкоголя и других психоактивных веществ, возникновения игровых зависимостей, суицидальный риск, могут развиваться симптомы депрессии.
Если ваш сын или ваша дочь — зачинщики или наблюдатели травли, то во время разговоров с ними вы можете периодически слышать пренебрежительные высказывания в адрес конкретного ребёнка или описания того, что этот ребёнок «учудил».
Кто может остановить травлю?
- Классный руководитель плюс родители.
Травля — это система взаимосвязанных ролей: агрессора, наблюдателя, пострадавшего. Все дети в классе играют ту или иную роль. Если агрессора исключили из класса, то очень быстро в агрессора превратится другой ребёнок. Человек ушёл, роль осталась. Поэтому разрушать надо нездоровую ролевую систему, и это по силам только взрослым, которые действуют сообща и согласованно.
Самостоятельно прекратить травлю дети не в состоянии.
Что делать, если травят вашего сына или вашу дочь?
Если ваш ребёнок сказал, что его травят, постарайтесь следовать следующему алгоритму.
- Несколько секунд помолчите и подышите.
- Прислушайтесь к себе. Что вы чувствуете? Как ни парадоксально, но вы можете злиться на собственного ребёнка, особенно если у вас сын. Вы можете также испытывать страх и растерянность. Поэтому всё, что вы скажете в этом состоянии, только усугубит ситуацию.
Поверьте, ваш ребёнок психологически измотан, поэтому нуждается в защите и поддержке, понимании и сочувствии. Возможно, он долго собирался с духом, чтобы рассказать о травле, и ваша спонтанная эмоциональная реакция может его дополнительно ранить.
Что точно не следует делать — выяснять у ребёнка, почему его травят и что он делает не так. Почему нет? Чем это опасно? Потому что ваш ребёнок, наверняка, пробовал справиться с ситуацией собственными силами и ему в голову уже приходили мысли, что он сам виноват в том, что травят именно его, и ваш укоризненный тон его добьёт: он потеряет надежду обрести в вашем лице защитника; пожалеет о том, что доверился вам, и мысль, что он «сам виноват», ещё прочнее засядет у него в голове. - Вспомните, что для травли не существует причин, это насилие, и без вашей помощи ребёнок не сможет справиться с групповой жестокостью.
- Теперь можете начать говорить. Проявите сочувствие к переживаниям вашего ребенка, не обесценивайте их. Если ребёнок страдает, то неважно, бьют его, обзывают или устраивают бойкот, для него ситуация — невыносима. Скажите ребёнку самые главные слова: ТЫ НЕ ВИНОВАТ.
- Начните прояснять обстоятельства травли: кто на него нападает, как это происходит, когда был последний инцидент. Интересуйтесь только фактами. И обязательно заверьте ребёнка, что вы с этим разберётесь.
- Идите в школу:
- поговорите с классным руководителем, затем с завучем (иногда классные руководители склонны скрывать проблемы от администрации);
- инициируйте родительское собрание. Травля негативным образом сказывается на всех детях-участниках. Ваша задача — убедить в этом других родителей, потому что вам необходимо объединиться, чтобы остановить травлю. Важно не искать виноватых, а отвечать на вопросы, что делать и как помочь детям;
- если через неделю ситуация не изменилась, идите к директору школы.
- При отсутствии результатов пишите заявления в департамент образования и прокуратуру.
- Если ребёнку невыносимо находиться в классе и ничего не меняется, плюньте на всё, поговорите с ребёнком и, если он согласен, переведите его в другую школу.
- На любом этапе (но чем раньше, тем лучше) найдите хорошего психолога, убедитесь, что ребёнок ему доверяет, и организуйте столько встреч, сколько потребуется, пока ребёнок не придёт в себя и не освободится от пережитых страхов, чувства вины и ощущения собственной неполноценности.
- Обеспечьте поддержку самому себе. Обратитесь за советом к специалистам. Прочтите книгу Натальи Цымбаленко «Буллинг: как остановить травлю ребёнка». В ней описывается реальная история мамы, прекратившей травлю сына.
Что делать, если ваш сын или ваша дочь — инициаторы травли?
Скорее всего, вы узнаете об этом от родителей пострадавшего ребёнка или учителя. Естественно, вам будет неприятно, вас это разозлит, вы начнёте защищаться, возможно, даже нападать в ответ.
- После того как пройдёт первая волна раздражения, выясните все факты и подробности, известные другой стороне.
- Пообещайте разобраться в ситуации. Объясните, что для этого вам потребуется время.
- Не спешите сию же секунду говорить с ребёнком. Успокойтесь.
- Разговаривайте только тогда, когда улягутся эмоции. Расскажите ребёнку, что вам стали известны факты, попросите объяснить их и внимательно выслушайте. Если ребёнок будет категорически не согласен с трактовкой, возможно, вам придётся собрать дополнительную информацию, например, побеседовать с родителями других детей и учителями, чтобы удостовериться, что ваш ребёнок говорит правду и ни в чём не виноват. Если же ваш сын или ваша дочь действительно травит одноклассника, дайте понять, что такое поведение наносит вред другому человеку, и это недопустимо. Скажите ребёнку самые главные слова: ты не плохой, но ТВОИ ПОСТУПКИ ПЛОХИЕ. Поверьте, в процессе разговора ему будет страшно. Ему придётся отвечать за свои поступки. Поэтому он может молчать или дерзить, отпираться или плакать. Ребёнок будет бояться, что вы его разлюбите. Не отказывайте ребёнку в доверии, ведь самое страшное для него — лишиться родительской любви. Обсудите с ребёнком, как он может исправить ситуацию. Пусть ребёнок предложит план, как и что можно сделать.
- Известите родителей пострадавшей стороны и классного руководителя о результатах разговора.
- Обсудите с родителями и классным руководителем меры по оздоровлению взаимоотношений в классе, потому что травля затрагивает всех. Кроме того, существует опасность возобновления травли со стороны других детей.
- Периодически интересуйтесь у ребёнка обстановкой в классе, предлагайте советы и помощь.
- Свяжитесь с родителями пострадавшего ребёнка и классным руководителем и выясните, как изменились отношения между вашими детьми.
- Найдите хорошего психолога, убедитесь, что ребёнок ему доверяет, и организуйте необходимое количество встреч, чтобы ребёнок проработал свою агрессию и страх.
- Обеспечьте поддержку самому себе. Обратитесь за советом к специалистам.
Памятка. Буллинг в сети. Что делать?
Дополнительная информация на страницах:
- Служба медиации
- Совет по питанию
- Служба воспитательной работы
- Служба здоровья
Полезные ссылки
Для детей:
Тренинг для подростков и их родителей «Крепкая семья». Цель: улучшение отношений между родителями подростками, повышение родительской компетентности и навыков общения у подростков. Ведущие тренинга – педагоги-психологи ЦППМСП Пушкинского р-на СПб. Тренинг состоит из 8 встреч. Занятия начнутся в феврале, будут проходить 1 раз в неделю, в будний день с 18.30 до 20.30 на базе ЦППМСП (Павловск, Песчаный переулок, д.11/16). Запись на участие в тренинге по т. 451-77-56, по эл.почте: pushkincentr@mail.ru
Открытая группа ВКонтакте «Крепкая семья»: Наша группа ВКонтакте
Для родителей:
Районная онлайн-конференция для родителей «Профилактика суицидального и саморазрушающего поведения детей и подростков» (19.03.2021). Организатор – ЦППМСП Пушкинского р-на СПб: http://pushkincentr.narod.ru/rk.html
Консультации родителей педагогами-психологами ПММСПП:
- пос. Шушары, Вилеровский переулок, дом 6, телефон для записи на консультацию 8(969)730-83-89,
- г. Павловск, Песчаный переулок, дом 11/16, литер А, телефон для записи на консультацию 246-55-70.
Помощь в кризисных ситуациях
- 8-800-2000-122 (круглосуточно) Всероссийская служба детского телефона доверия
- 004 (круглосуточно, анонимно, бесплатно) Городской мониторинговый центр (психолог для детей и подростков)
- 234-43-84 Центр восстановительного лечения им. С.С. Мнухина, Кризисно-профилактическое отделение (ул. Чапыгина, д. 13)
- 373-55-67 Диспансерное отделение № 4 Детская психиатрия (ул. Гастелло, д. 28)
- 476-88-90 Районный детский психиатр (г. Пушкин, ул. Красной звезды, д. 27)
- 670-78-01 Клинический психолог СПБ ГБУЗ Детская городская поликлиника № 49 Пушкинского района Санкт-Петербурга (г. Павловск, ул. Мичурина, д.3)
- 251-00-33 (круглосуточно, анонимно) Телефон доверия консультативно-диагностического центра репродуктивного здоровья подростков «Ювента»
- 708-40-41 (круглосуточно, анонимно) Экстренная психологическая помощь для детей, подростков и их родителей института психотерапии «Гармония»
- 8-800-25-000-15 (по будням с 9:00 до 18:00, обеденный перерыв с 13:00 до 14:00) Линия помощи «Дети онлайн» (любые виды помощи и консультаций для детей, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования Интернетом или мобильной связью: виртуальное преследование, домогательство, грубость, шантаж, мошенничество, несанкционированный доступ к ПК, нежелательный контент и т. д.)
- 344-08-06 Телефон доверия экстренной психологической помощи семьям в трудных жизненных ситуациях
- 714-42-10, 714-45-63, 714-15-69 (круглосуточно) Наркологический телефон доверия
- 573-21-81 Телефон доверия ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области