Районная площадка педагогического моделирования и творческого развития «История и современность: возрождаем традиции Императорской «Школы нянь в Царском Селе» в инновационной модели «Наставник 2.0»
«Наставник — человек, обладающий опытом, готовый поделиться своими знаниями с менее опытными людьми в обстановке абсолютного доверия. Первейшей характеристикой наставника должно быть совмещение в одном лице родителя и сверстника, он должен быть своего рода переходной фигурой в развитии индивида. Наставничество включает в себя коучинг, фасилитацию, консультирование и создание сети контактов. Не нужно поражать своего протеже знаниями и опытом. Наставник просто должен поднимать дух и поощрять ученика, делясь с ним своим энтузиазмом и отношением к работе».
Д. Клаттербак (книга «Каждый нуждается в наставнике», 1991 год)
Создание в ОУ благоприятных условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития их потенциала — одна из решаемых школой задач. Учитывая то, что молодежь, отличается крайностью взглядов и суждений, повышенным эмоционально-чувственным отношением к миру, склонностью к рискованному поведению, педагогический коллектив предложил исследовать возможности такой формы сопровождения молодежи как наставничество и создать инновационную модель «Наставник 2.0».
Актуальность такого подхода подчеркивает национальный проект «Образование», в большинстве федеральных проектов которого, идет речь о необходимости создания методологии наставничества, необходимой для формирования эффективной системы выявления, поддержки, развития способностей и талантов, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся школ. К 2024 году планируется, что не менее 70% обучающихся общеобразовательных организаций должны быть вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения. В федеральном проекте “Учитель будущего” через наставничество решается задача профессионального роста педагогических работников.
Нормативные документы
- Распоряжение Минпросвещение России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организации, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
- План мероприятий («дорожная карта») по внедрению методологии (целевой модели) наставничества в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении комитета по образованию и администрации районов Санкт-Петербурга, на 2020 год
- План деятельности ГБОУ школы №409 по внедрению целевой модели наставничества в Санкт-Петербурге на 2022-2023 год
- Положение о наставничестве
- Положение о программе наставничества
- Программа наставничества в ГБОУ школа № 409 Пушкинского района Санкт-Петербурга
- Положение о проведении онлайн-марафона педагогических идей «Наставник 2.0»
- Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях
- Методические рекомендации-по-наставничеству-педагогов.doc (live.com)
- Письмо Минпросвещения от 21.12.21 № АЗ-1128/08
- Распоряжение Комитета по образованию от 30.03. 2022 года № 623-р «Об утверждении Положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга
С 1 января 2020 года ГБОУ школа № 409 является районной площадкой педагогического моделирования и творческого развития Пушкинского района Санкт-Петербурга, реализуя проект по теме «История и современность: возрождаем традиции Императорской «Школы няни» в Царском Селе в инновационной модели «Наставник 2.0»
- Заявка на статус РППМиТР
- Презентация директора школы на районный Координационный совет по организации опытно-экспериментальной и инновационной деятельности образовательных учреждений Пушкинского района Санкт-Петербурга
- Протокол заседания Координационного совета по организации опытно-экспериментальной и инновационной деятельности образовательных учреждений Пушкинского района Санкт-Петербурга
В 2020-2021 учебном году ГБОУ школа № 409 включена в список образовательных организаций Санкт-Петербурга по реализации пилотного проекта по внедрению целевой модели наставничества в Санкт-Петербурге (ознакомиться со списком)
Подробная информация размещена на сайте: Центр развития наставничества — СПб АППО
В 2020-2021 учебном году ГБОУ школа № 409 проводит онлайн-марафон педагогических идей «Наставник 2.0» для педагогов и родителей с целью апробации и тиражирования в педагогической практике инструментария, позволяющего педагогу и родителю обеспечить реализацию разноуровневой модели наставничества в современной школе.
Подробнее о проведении онлайн-марафона педагогических идей «Наставник 2.0» узнайте, перейдя по ссылке: https://www.nastavnik409.ru/
Городской семинар «Наставник 2.0: целостное мировоззрение, устойчивое развитие»(18 марта 2021 года в 11:00)
Программы развития системы образования системы образования Пушкинского района Санкт-Петербурга на 2020 – 2024 годы (программа «Учитель будущего», подпрограмма «История и современность: возрождаем традиции императорской «Школы нянь» в Царском Селе в инновационной неделе «Наставник 2.0») (смотреть)
Реализация наставничества «ученик-ученик», «студент-ученик»
В 2023 году учащиеся классов психолого-педагогической направленности стали активными участниками и организаторами таких мероприятий как:
- «Пятерка для ребенка»,
- «День Дублера»,
- «ТИЧБУРГ: город профессионалов»,
- «Педагогическая спартакиада»,
- «Герценовские среды».
Также ученики данных классов стали активными помощниками в школьном летнем лагере «Энергия», а с целью совершенствования своих навыков они посетили в апреле тематическую смену «Академия вожатского мастерства 1.0» и в октябре «Академия вожатского мастерства 2.0» и в апреле «Академия вожатского мастерства 3.0».
С 01.09.2023 года для учеников данных классов была организована педагогическая практика в формате профессиональных проб в сотрудничестве с социальными партнерами школы – институтом экономики и управления РГПУ им. А.И. Герцена; ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова; СПбГАУ; ЦФКСЗ «Царское Село»; Туристическим агентством «Три апельсина»; СПбООПМ «МИР МОЛОДЕЖИ».
Публикации по теме проекта:
- Как учить учиться по-новому: учебное пособие под общ. Ред. А.П. Панфиловой и М.С. Пашоликова; Агапова Е.Н. и др. Санкт-Петербург: издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2023 — 240 с.
- Митрофанова, О. В. Проект «Лаборатория педагогического паркура «Наставник 2.0»» / О. В. Митрофанова, И. В. Мельников, И. Г. Попенко // Теории, школы и концепции устойчивого развития науки в современных условиях : Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Волгоград, 03 мая 2023 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2023. – С. 43-49. – EDN CXTFCK.
- Система 4К: коммуникация, критическое мышление, креативность, командная работа : учебно-практическое пособие / Агапова Е. Н. и др.; редакторы : А. П. Панфилова, С. М. Сычева ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург : Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2022. — 252 с.
- Митрофанова О.В., Елина М. А., Мельников И. В., Попенко И. Г. Образовательное событие «ПЯТЕРКА ДЛЯ РЕБЁНКА» — инновационный инструмент проведения «профессиональных проб» для учащихся классов психолого-педагогической направленности // «Управление качеством образования: практика эффективного администрирования», СПб.: ООО «Эффектико-групп», 2024 (в печати)